Гипертония давление ночью

Маршруты по горам-лакколитам кмв

Автор: Dhkphoto

Музей как социокультурный институт. Изменение социальных функций музея на современном этапе. Пятигорский краеведческий музей в культурном сообществе региона. Маркетинговые меры как средство популяризации маршрутов. Взаимодействие музеев и турфирм.

Рубрика: Спорт и туризм
Вид: дипломная работа
Язык: русский
Дата добавления: 25.08.2012
Размер файла: 95,5 K


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.


1. Львов – город-музей и город музеев
Экскурсионные и туристические ресурсы города Львова, история его создания, характерные особенности и своеобразие. Описание архитектурных памятников как экспонатов города-музея. Характеристика музеев Львовщины как объектов туристического интереса.
реферат [33,1 K], добавлен 21.04.2009

2. Музеи Хабаровска как специфический туристский ресурс
Музей: понятие, функции, назначение и развитие. Музейный туризм: отечественный и зарубежный опыт сотрудничества музеев и туристических организаций. Туристический потенциал музеев Хабаровска. Экскурсия "Дом Романовых: лики времени в экспозиции ДВХМ".
дипломная работа [198,1 K], добавлен 21.03.2012

3. Литературные музеи Санкт-Петербурга в туристской дестинации
Исследование общей тенденции развития литературных музеев в России и за рубежом. Предложения по повышению эффективности использования деятельности литературных музеев Санкт-Петербурга для развития туризма и увеличения въездного туристского потока.
курсовая работа [35,4 K], добавлен 06.12.2014

4. Правовое регулирование музейно-выставочной деятельности. Международные стандарты в сфере туризма
Цели создания музеев и проблемы разработки правового статуса музейных организаций. Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг. Международные туристские организации как формы координации усилий государств по развитию туризма.
контрольная работа [30,9 K], добавлен 08.01.2011

5. Соловецкий архипелаг как туристский центр
Географический предпосылки развития туризма в регионе. История основания Соловецкого православного монастыря. Основные достопримечательности Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Перспективы развития туризма.
курсовая работа [179,1 K], добавлен 08.02.2015

6. Музеи Мексики
Территория Мексики и ее столицы Мехико. Исторические отзвуки древних цивилизаций. Характеристика Национального Антропологического музея. Достопримечательности парка Чапультепек, музея Темпло Майор на площади Сокало и ряда других культурных объектов.
реферат [14,3 K], добавлен 04.01.2014

7. Нумизматические музеи г. Одессы
Проведение экскурсии в нумизматическом музее в городе Одессе. Историческое происхождение музея, а также история экспонатов находящихся в музеи. Связь музея с различными культурно-историческими учреждениями, организациями и отдельными коллекционерами.
практическая работа [34,1 K], добавлен 22.10.2010

8. Индустрия социально-культурного сервиса и туризма: сущность, проблемы и перспективы
Комплексное исследование индустрии социально-культурного сервиса и туризма при раскрытии её сущности, определении основных проблем и перспектив развития. Анализ глобальных тенденций и поставщиков в туризме. Современное состояние туристического рынка РФ.
курсовая работа [43,0 K], добавлен 05.12.2010

9. Кунгур как туристский центр
Характеристика исторического и социокультурного становления Кунгура. Характеристика природно-географических условий объекта исследования. Краеведческий музей города Кунгура. Кунгурская ледяная пещера. Храмы Кунгура как объект религиозного туризма.
курсовая работа [54,7 K], добавлен 20.04.2012

10. История, природные ресурсы и сфера туризма в Нидерландах
Нидерланды прославились на весь мир тюльпанами, мельницами и сыром. Страна щедро предлагает своим жителям и туристам огромное количество музеев, парков, исторических достопримечательностей, песчаных пляжей, каналов, цветочных полей - отдых на любой вкус.
курсовая работа [56,3 K], добавлен 25.09.2008

Другие документы, подобные Перспективы использования музеев в сфере социально-культурного сервиса и туризма на примере Пятигорского краеведческого музея


В результате невладения современными технологиями такой вид маркетинговой деятельности, как социологические исследования, стали формальными. Более того, на основе многочисленных опросов известно, что посетители хотели бы получить больше информации, как из самой экспозиции, так и из ее информационного сопровождения, однако, в большинстве случаев их пожелания не учитываются.

Как уже отмечалось, произошедшие в исторической науке и образовании перемены привели к тому, что приходя в музей посетители, особенно школьники, не имеют той матрицы, которая существовала до перестройки: научные представления - учебник - музей. Феномен узнавания теперь отсутствует и перед ними стоит проблема конструирования исторического целого. По мнению ученых-историков и большинства посетителей, показ истории только через памятники, без их концептуальной интерпретации, приводит к трудностям системного видения прошлого и выявления в нем каких-либо закономерностей. Это отмечают и журналисты, рецензирующие музейные экспозиции и выставки. Главным камнем преткновения является адекватное моделирование истории на основе существующего вещественного информационного ресурса. Многие уклоняются от решения этой проблемы, либо не владея современной методологией и представляя материальную культуру без должной интерпретации, либо делая вид, что хотят избегнуть какой-либо идеологической ангажированности -а посетитель сам сделает выводы и во всем разберется. Однако, как отмечалось выше, это и составляет основную трудность. Своими действиями музейные работники демонстрируют неспособность к необходимой интерпретации. В результате нарушается главный закон коммуникативного института, каковым является музей - «обратной связи». Проиллюстрировать этот тезис можно на примере выставки «Рождение Олимпийских игр», прошедшей в 2004 г. в Государственном Историческом музее и посвященной играм XXVIII Олимпиады. Представленные на ней экспонаты знакомили с культовой частью спортивного празднества и давали представление обо всех видам древнегреческих спортивных состязаний. На выставке демонстрировались находки с территорий северного Причерноморья, в т.ч. немало уникальных памятников. Оформление было сделано известным музейным художником А. Н. Коновым: весь зал представлял собой стадион, на беговых дорожках которого расположены витрины; одна часть была оформлена в виде храма Зевса в Олимпии, вторая представляла руины античного стадиона. Посетители отметили, что выставка очень красивая, но мертвая; экспонаты уникальны, но для рядовых посетителей выставка не понятна; слабо отражена история Олимпийских игр, скудна информация, хочется больше идей. Восприятие данной выставки продемонстрировало, что большинство посетителей уже не владеет базисными знаниями и для них требуется концептуальное представление темы.

В XXI в. изменился смысл понятия коммуникации - под ней понимается обмен информацией процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания памятников, а музей стал рассматриваться в качестве института познания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значения, а не только сопричастности, рассчитанной на восприятие. В этом ракурсе трансформировалась и функция документирования. Ориентация на «новое гуманитарное знание» потребовала пересмотра концепции комплектования и презентации историко-культурного наследия, овладения методологией социальной историей. Однако, большинство музейных работников еще: в начале пути освоения этого знания, что продемонстрировал долгосрочный проект деятельности Научного совета исторических и краеведческих музеев, рассчитанный на 1997-2004 гг., «Современные концепции истории России. Проблемы интерпретации памятников в музейной экспозиции». В рамках проекта был проведен цикл конференций: «Проблемы интерпретации памятников археологии в экспозициях краеведческих, исторических и археологических музеев», «Средневековая история России и проблемы интерпретации памятников», «Позднее средневековье в истории России (XVI-XVI1 в.в.), «XVIII век в истории России», «История России XIX в. и проблемы ее интерпретации в музейных экспозициях» и международный симпозиум «Исследуем XX век. Историческая антропология а музейных экспозициях и выставках». Целью проекта являлось выявление современных тенденций в исторической науке и ознакомление музейных работников страны с комплексным полидисциплинарным подходом к исследованию и передаче информационного потенциала культурного наследия. В результате было выявлено, что музейные работники пока не освоили современные историографические подходы и в своих экспозициях и выставках воспроизводят старую методологию. Подводя итоги можно сказать, что в XXI в. изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он стал представляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основе различного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию и окружающей среде региона. Вместо одномерного или настраивающего на правильность какого-то одного видения истории взгляда на основе современного гуманитарного знания предлагается программа панорамного и системного подходов, создающих разный уровень узлов и точек зрения, целью которых является достижение нового конструктивного результата. Концепция исторических музеев неразрывно связана с разработкой модели музейной коммуникации, основным содержанием которой является адекватная интерпретация историко-культурного наследия. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реальности реконструировать взаимосвязную картину той культуры и общества, остатком которой они являются. Как показала практика немецких музеев, освоение новой модели исторического музея способно удовлетворить запросы общества на осуществление функций идентификации и социальной адаптации населения, особенно молодежи.

ГЛАВА II. ПЯТИГОРСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

2.1 Пятигорский краеведческий музей в культурном сообществе региона

Города как люди имеют свое лицо, свою биографию. Среди старинных русских городов Пятигорск - один из самых молодых, но он город исторический, город-памятник, город-курорт, город-труженик.

Своим возникновением и развитием Пятигорск обязан целебным водам Бештау и Машука, чудесному природному ландшафту и своему расположению на перекрестке важных исторических коммуникаций Северного Кавказа. Возникший как крепость, он с начала своего основания сыграл видную роль в заселении, хозяйственном освоении Северного Кавказа, в распространении передовой культуры. Константиногорская крепость должна была вместе с другими крепостями Азово-Моздокской линии охранять южные рубежи России.

После подтверждения учеными большого лечебного значения минеральных источников 24 апреля 1803 года Александром I был подписан Указ о признании района Кавказских Минеральных Вод курортной местностью государственного значения. А в мае 1830 г. Указом правительствующего Сената поселение Горячеводск получило статус окружного города Кавказской области и ему было присвоено название Пятигорск.

Через 20 лет, в такой короткий срок, молодой город уже имел первый в Предкавказье музей - «Музей Древностей Северного Кавказа». Усилиями общества, желанием сохранить и передать последующим поколениям вещественную информацию об истории, культуре осваиваемой далекой окраины России, трудами краеведов, людей, влюбленных в этот замечательный край, были рождены музеи «Бальнеологический консерваторий», Геогностический музей, «Музей по Кавказу» Кавказского Горного Общества, «Музей наглядных пособий им. Лермонтова», Общества пособия бедным.

Огромный материал, который был накоплен по археологии, нумизматике, природоведческие коллекции, фотографии легли в основу фондов Пятигорского краеведческого музея как правопреемника.

Особенность Пятигорского краеведческого музея, как комплексного, также, как и других музеев, рожденных в городах, берущих начало от крепостей Азово-Моздокской линии и различных ответвлений Кавказской линии в том, что дела, судьбы ряда государственных деятелей, были тесно связаны с развитием самих городов. Большой научный интерес представляет история градостроительства, вовлечение территорий региона не только во Всероссийский рынок, но и внутренние торгово-экономические связи.

Время утратило большинство первых военных укреплений, за исключением Дербента, Астрахани (крепости XVI в.), Азова, Кисловодска. Фрагменты крепостей имеются в Ставрополе, Владикавказе, практически в каждом из городов. Музеи региона делали и продолжают много делать для того, чтобы сохранить эти исторические колыбели городов Юга России. В этом плане особого внимания заслуживает опыт коллег Ставропольского государственного музея им. К.К. Праве, Н. Прозрителева, Н. Охонько и С. Савенко, которые не только разработали концепцию сохранения крепостной горы, но и опубликовали ее, что позволило приостановить разрушающий характер работы, проводить археологические раскопки и наметить план дальнейшего культурного освоения территории.

Пятигорский краеведческий музей уже в 1924 г. поставил вопрос об охране этого исторического места. С тех пор оно и по сегодняшний день находится под охраной государства.

Музей располагает фондом мемориальных дел ряда личностей, которые стояли у основания становления Юга России, Северного Кавказа. Но, к сожалению, в этом вопросе много белых пятен в силу отдаленности времени, разного развития музеев и направлений научного планирования. К этому можно добавить невозможность работать в некоторых архивах (в Грузии), музейные утраты архивов в годы Великой Отечественной войны, чеченский кризис.

Остановимся на самом раннем периоде. На материалах фонда Пятигорского краеведческого музея мы можем проследить жизненный путь Георгия Арсентьевича Емануеля в Кавказский период. Документальный материал накапливался из фондов военно-исторического музея (Санкт-Петербурга, Москвы, Тбилиси), а также из личных фондов потомков по двум линиям рода.

На протяжении 70 лет музей формирует фонд графа, генерал-адъютанта Николая Ивановича Евдокимова. В настоящее время в музее хранятся его личные вещи, Жалованная грамота о присвоении графского титула, личный штандарт. Разными путями попадали эти вещи в музей. Надгробный бюст генерала работы известного скульптора Левицкого был спасен при разрушении храма Спасского собора в Пятигорске ст. научным сотрудником Матвеем Ивановичем Рыбенко и передан на вечное хранение. В начале 90-х годов ХХ в. музей посетил праправнук Евдокимова из США и передал музею новые документальные данные о своем знаменитом предке, которые он добыл, работая в архивах Москвы и Одессы.

Освоение края шло при активной поддержке казачества: Терского, Донского, Кубанского войска. Героическая и трагическая история казачества ярко запечатлелась в коллекциях. Весомая их часть - период до 1917 г. Книга регистрации актов гражданского состояния Успенского храма станицы Горячеводской конца XVIII в., мемориальные доски с именами героев казаков из этого же храма, личные дела.

С темой казачества и многонационального состава Северного Кавказа связано собирание фонда, отражающего жизнь, быт, нравы, культуру, историю народов населяющих Северный Кавказ. В настоящее время необходимость этой работы вызвана обострением межэтнических противоречий и высокой миссией музеев помочь в восстановлении исторической правды, в толерантном воспитании молодежи.

Директором музея Л.И. Краснокутской исследована проблема миссионерской деятельности Шотландских колонистов в 1802-1835 гг., внесших определенный вклад в экономику, культуру, просвещение не только Кавминвод, но и всего Предкавказья. В 2000 г. написана монография, а в 2002 г. издана книга «Иноземцево. Страницы истории 1802-1835 гг.»

Общей темой для всех музеев Северного Кавказа является курорт и госпитальная база для российского воинства. Так сложилось исторически, что первыми и строителями, и людьми, которые поправляли здоровье, были служащие и отставники кавказских воинских подразделений. Только в I мировую войну функционировало 10 так называемых минеральных станций, где была развернута госпитальная база. Не меньшую роль выполняли курортные местности в Великую Отечественную войну. Гордостью фонда музея является документы, воспоминания ведущих врачей, начальников госпиталей, мемориальные дела участников Великой Отечественной войны. В результате большой работы установлены места расположения госпиталей, номера и фамилии начальников. Совместно с краеведческим обществом при поддержке администрации курорта и города установлены мемориальные доски. Результатом большой работы коллектива музея стало написание книги «Мы победили. Пятигорск и пятигорчане в годы Великой Отечественной войны» (2005 г.).

Тема курортного строительства всегда была приоритетной в поисковой работе, исследовательской и, естественно, в экспозиционной и научно-просветительской работе.

Пятигорский краеведческий музей изучает систему управления курортами за весь двухсотлетний период истории. Администрация Кавказских Минеральных Вод тоже была заинтересована в этом труде. На основе фондов, музеев Кавминвод, архивных документов Ставрополя, Нальчика, Пятигорска директором музея Л.И. Краснокутской в соавторстве с руководителем администрации КМВ В.И. Михайленко написана книга «Управление Кавказскими Минеральными Водами (1803-2003)». Страницы Российской истории (2004 г.).

Собрание Пятигорского краеведческого музея, где отразилась богатая история освоения российской военной администрацией Северного Предкавказья представляет интерес для совместной работы всех музеев юга России. Это могут быть целевые программы, рассчитанные на долгие годы.

2.2 Изучение истории региона по материалам фондов и научной библиотеки Пятигорского краеведческого музея

музей маршрут культурный сообщество

История КМВ является составной частью многовековой истории страны и края. Важнейшие ее страницы, события получили отражение в работах, монографиях, исследованиях, публикациях, посвященных различным этапам истории Северо-Кавказского региона.

В ряду научно-исследовательских учреждений музеи занимают специфическое место, вносят свой вклад в исследование проблем развития природы и общества конкретного региона. Изучение вновь выявленных фактов позволяет установить новые взаимосвязи, обогащающие теоретические познания о закономерностях развития.

Исследования в музеях являются составной частью научной работы. Их результаты пополняют сокровищницу научных знаний и открытий и используются многими научными дисциплинами.

Так как музеи являются полифункциональными учреждениями, то и их научные исследования имеют также комплексный и многосторонний характер. Это в первую очередь относится к краеведческим музеям, в которых исследования ведутся и в области естествознания, и в области литературоведения, и в области искусствознания, и по историческим дисциплинам. Исследования в краеведческих музеях обладают целым рядом особенностей. Они проводятся в основном на базе подлинных вещественных, изобразительных и письменных музейных предметов, которые хранятся в музейных фондах.

Богатейшие фондовые собрания музеев являются для соответствующих профильных дисциплин широкой источниковой базой. Отсюда необходимость раскрыть значение этих источников для исторической науки, ввести их в научный оборот. Многие исторические специальные дисциплины полностью или частично связаны с музейными собраниями. К ним относятся такие дисциплины, как археология, этнография, нумизматика, фалеристика, история материальной культуры и другие. В таком же положении находится история искусства, опирающаяся на коллекции изобразительного и прикладного искусства.

Исторические и краеведческие музеи часто являются единственными на своей территории центрами научно-исторических исследований, центрами изучения местной истории. Нередко музей оказывается единственным или главным учреждением, в котором в полном объеме исследуется и отображается историческая личность или событие. В музеях ведутся также исследования на общеисторические темы, в результате которых появляются ценные научные монографии. Эти исследования являются выражением единства музея и исторической науки.

Особенно это касается тех исторических дисциплин, которые ориентированы на вещественные источники, в частности археологию. Уже во время извлечения археологических предметов при раскопках определяются и фиксируются обстоятельства получения находок в письменном, изобразительном виде. Научное описание и публикация находок завершают источниковедческое изучение предметов. Также обстоит дело и с этнографическими предметами. Особое значение вещественных источников для археологии и этнографии привело к тому, что эти дисциплины наиболее тесно связаны с музеями. Музеи являются ведущими учреждениями как центры исследований, представляющими данные дисциплины.

В условиях непрерывного увеличения источников информации, как для специалистов, так и для широкой публики музейные библиотеки и фонды остаются центрами документации, они выполняют миссию популяризатора культуры, которая принадлежит им по праву.

Кроме того, необходимо отметить, что хранящиеся в музейных собраниях документы представляют собой общее достояние - обширное, разнообразное, зачастую уникальное. Архивы, рукописи, неопубликованные материалы, фотографии и отдельные материалы, которые постоянно поступают в музеи, минуя коммерческую сеть, это все может служить своеобразным сырьем для его рационального использования.

Несмотря на важную роль музеев в сфере образования, они выполняют множество других функций. Каждый музей служит не только просветительским целям, но и является центром научной информации. При каждом музее есть довольно обширная библиотека специальной литературы, это существенное дополнение к музеям, они открыты для всех категорий посетителей, а не только для ученых и научных работников.

Библиотекарь в музее как и хранитель является гидом и советчиком. Эти две должности взаимно дополняют друг друга. Большинство библиотек в музеях располагают богатыми собраниями специальной литературы, тщательно подобранной в течение многих лет под руководством профессионалов. Несмотря на недостаточное финансирование, тесноту в помещениях, не приспособленных ни для хранения, ни для представления документации, ни для приема посетителей, музейные библиотеки продолжают выполнять полноценно свои функции.

Учитывая то, что документальные материалы музеев не доступны широкому посетителю, так как они хранятся в фондах, музейные библиотеки стали более открытыми для широкой публики: и дети, и молодежь, и взрослые имеют возможность работать в библиотеке.

Научная библиотека музея не только хранит ценную информацию, она ее активно пропагандирует, проводятся обзоры новых поступлений, дается информация тематических библиографий с указанием всего многообразия архивированных документов, печатных каталогов по конкретным фондам и статьям, опубликованным в специальных изданиях, которые комплектует библиотека.

Функция распространения и популяризации исторических знаний по праву принадлежит библиотеке, которая сможет полноценно ее выполнять, если будет преобразована в настоящий центр документальных фондов, собирающий всю имеющуюся в музее информацию и перераспределяющий ее в соответствии с поступающими запросами и в различных формах.

Объектами нашего исследования стали фонды, включая и библиотечный Пятигорского краеведческого музея.

Библиотека создавалась одновременно с музеем в начале ХХ в., и фонды ее, как и первые экспонаты музея, формировались первоначально за счет даров. Сегодня фонд библиотеки насчитывает более 21 тыс. книг, комплектуются многие периодические издания. Исходя из поставленной задачи, анализ библиотечных фондов был проведен, в основном, по историческим изданиям.

Изучение истории региона во всех аспектах невозможно без изучения коллекций музея. Материалы фондов и библиотек могут стать источником для составления и разработки определенной экскурсии, которая будет основываться на местной истории.

Разработка экскурсии с привлечением подлинных музейных предметов, будет носить более научный характер. Материалы научных библиотек музеев смогут помочь в разработке любой экскурсии - тематической, обзорной, комплексной, проводимой по намеченной теме.

Кроме того, в каждом музее КМВ есть свой методический отдел, в котором хранятся методические разработки различной тематики, разработанные поколениями научных сотрудников музеев, разрабатываются новые, основанные на последних исследованиях.

Учитывая то, что на территории КМВ выявлено большое количество археологических памятников, которые активно исследуются и в настоящее время, считаем необходимым более подробно остановиться на этой теме.

Источником воссоздания далекого прошлого, каким оно было на территории региона в доисторическую эпоху, на ранних этапах зарождавшейся цивилизации, являются результаты археологических раскопок. Наши музеи являются единственными хранителями материалов, как вещественных подлинников, так и многочисленных письменных источников. Поэтому изучение материалов для подготовки маршрута или экскурсии, связанных с археологическим объектом, невозможно без работы в музее, будь то библиотека, методический отдел или фонды. Квалифицированную консультацию при подготовке данной темы смогут дать и научные сотрудники краеведческих музеев.

Рассмотрев все вышеизложенное, перейдем непосредственно к археологической коллекции Пятигорского краеведческого музея, самой значительной на КМВ, которая может стать основанием для изучения древней истории Пятигорья.

Прежде всего, следует отметить, что научные сотрудники музея довольно детально проработали эту тему, выделив целый комплекс подтем. Детально проработана тема по истории исследования археологических памятников Пятигорья. Предметы эпохи энеолита, это I тыс. до н.э., дают возможность познакомиться с особенностями хозяйства местных племен данной эпохи, с предметами их материальной культуры, верованиями. Разработана тема бронзового века - его определение, хронологические рамки, периодизация, основные особенности Майкопской культуры, Северокавказская культурно-историческая общность, ее основные особенности, Железный век, древние способы получения железа, Кобанская культура, происхождение, временные рамки, основные особенности. Все эти темы иллюстрируются подлинными музейными предметами фондов и экспозиции. Надо отметить, что немалая часть археологической коллекции музея находится в экспозиции, что намного облегчит работу по этой теме.

В музее возможно подробно ознакомиться с культурой степных племен Предкавказья в древности (VII в. до н.э. - IV в. н.э.), здесь представлены материалы о скифах на Северном Кавказе, их материальная и древняя культура. Имеются сведения о сарматских племенах, проанализированы основные отличительные черты сарматской культуры. Тема «Пятигорье в раннем средневековье» (V-XIII вв.) представлена аланской культурой. Значительны предметы, рассказывающие о степных обитателях Северного Кавказа в раннем средневековье, о хазарах и половцах, о торговых путях Северного Кавказа, о Великом шелковом пути. Музейные предметы расскажут исследователю о татаро-монгольском нашествии, о гибели Аланского государства, о расселении современных народов Западного и Центрального Кавказа в XIV-XVII вв. Разработана тема охраны археологических памятников как живых свидетелей истории.

Кроме того, прошлому нашего региона посвящены десятки книг, составивших фонд исторического краеведения, многие документальные сборники, публикации в различных периодических изданиях, которые хранятся в научной библиотеке музея.

Прежде всего, необходимо отметить, что большую работу по изучению древности проделала во II половине ХХ в. Т.М. Минаева, которая открыла новые городища и могильники древнего производства, изучала историю алан и других народов Предкавказья. В научной библиотеке музея хранятся книги Т.М.Минаевой по древней истории 1964 и 1971 г. издания. Затем необходимо сказать о работах А.В. Найденко, которая занималась исследованиями материальной культуры далекого прошлого. Ее работы опубликованы в журналах «Советская археология», которые методично комплектовал музей. А также работы А. Нечитайло, которая работала с археологическими коллекциями музеев КМВ и Ставрополья.

Кроме того, археологическое изучение района КМВ велось и местными археологами: Д.Я. Самоквасовым, В.Р. Апухтиным - членом КГО в Пятигорске, о котором мы подробно рассказывали в I главе. В советское время - А.П.Руничем - местным краеведом. Его работы также были опубликованы в журналах «Советская археология».

Итак, мы подробно остановились на теме «Древняя история Пятигорья» и проиллюстрировали ее материалами фондов (археологическая коллекция) и материалами научной библиотеки.

Далее следует отметить, что библиотека Пятигорского краеведческого музея начала формироваться с момента его зарождения с начала ХХ века. Все печатные издания того периода - это уже раритеты. К ним относятся, прежде всего, энциклопедии, календари, путеводители, которые смогут помочь при изучении истории региона XIX - нач. ХХ вв.

Обстоятельные очерки о народах и населенных пунктах помещали солидные многотомные издания такие как «Материалы для описания местности и племен Кавказа», которых хранится 46 томов 1881 - 1929 гг. В научной библиотеке музея имеется 9 томов Сборника сведений о Кавказских горцах 1868-1876 гг., 17 выпусков сборника Материалы по изучению Ставропольского края, 25 томов Записок Кавказского отдела Императорского Русского Географического Общества 1852 - 1906 гг.; 24 тома Известий Кавказского отдела Императорского Русского Географического Общества 1894 - 1916 гг., 86 томов Энциклопедического словаря под редакцией профессора И.Е.Андреевского издателей Ф.А. Брокгауз (Лейпциг) и И.А. Ефрон (С-Петербург) с 1890 г., 27 томов Русского биографического словаря, изданного под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А.А. Половцова с 1896 г.; 19 томов Большой Энциклопедии (Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний) под редакцией С.А. Южакова и профессора П.Н. Милюкова с 1900 г.; несколько томов исторических очерков «Столетие Военного Министерства 1802-1902 гг.» (Главный редактор генерал-лейтенант Д.А. Скалон). Особенно интересны фототипии и цинкографии поставщика Двора Его Императорского Величества А.И. Вильборга; 12 томов «Русско-Японская война 1904-05 гг.»; Работа военно-исторической комиссии по описанию Русско-Японской войны с 1910 г.; уникальное издание 1869 г. «Кавказ и за Кавказом» (по рассказам путешественников, поэтическим произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Я. Полонского и ученым исследованиям).

Большой интерес представляет иллюстрированный справочно-литературный сборник «Весь Кавказ» 1903 г., посвященный детальному и всестороннему исследованию Кавказского края во всех отношениях. Уникален двухтомник 1823 г., изданный в Москве «Новые географические и исторические известия о Кавказе» Семена Броневского. Интерес представляют сборники «Труды Ставропольской Ученой Архивной Комиссии» под редакцией Председателя Комиссии Г.А. Прозрителева, изданные в Ставрополе типографией Губернского Правления в 1916 г.

Много интересных путеводителей, изданных еще в XIX в. Один из них- «Путеводитель по Кавказу» по поручению генерал-адъютанта князя Дондукова-Корсакова, Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе составил Е. Вейденбаум в 1888 г. Здесь дается подробное описание Кавказского края, описания главнейших пунктов, маршруты. Очень интересны описания народов Кавказа, местностей Кавказа, очерки этнографии, истории и прилагаемые таблицы.

Юбилейное издание «Кавказские Минеральные Воды» богато фактическим и иллюстративным материалом к 100 летнему юбилею 1803-1903 гг., изданное в С-Петербурге Товариществом Р. Голике и А. Вильборг в 1904 гг. Юбилейное издание оформлено художником К. Изенбергом. Ему принадлежат листы с видами городов-курортов, пейзажные виньетки на каждой странице и рисунки с натуры. В том числе по Пятигорску. Также дан «план Константиногорской крепости» (1802 г.), «профиль Голицинского провала у подошвы Машука близ Пятигорска, снятый с натуры 27 июля 1837».

В научной библиотеке хранится большая подборка старинной литературы (XIX в.) по истории Кавказа, по Кавказским войнам, по управлению Кавказом, «Сборники сведений о Северном Кавказе».

Интерес для экскурсоводов и исследователей представляет большая подборка литературы по географии Ставропольского края, по природе, растительному и животному миру, по памятникам природы, горам-лакколитам, по целебным минеральным источникам, по истории возникновения, становления и развития курортов КМВ.

Большую подборку литературы по туризму, альпинизму и организации экскурсий начинало комплектовать еще в конце XIX в. Управление Кавказским учебным округом. Продолжили эту работу члены Кавказского Горного общества. В этом плане интерес для исследователей представляют различные путеводители по КМВ, начиная с 1861 г. Большим спросом исследователей пользуются путеводители Милютина - 1879 г., Кулибина - 1896 г., Москвича - 1910 г.

Первое издание путеводителя по Кавказу Г.Г. Москвича, основателя издательства путеводителей по отдельным районам России, вышло в 1896 г. До революции он выходил ежегодно, печатаясь то во Владикавказе, то в Петербурге. Отдельным оттиском выпускался «Путеводитель по КМВ» с разделом о Пятигорске. Последнее предреволюционное издание вышло в Петрограде в 1917 г. Последний выпуск путеводителя по Кавказу Г. Москвича вышел в 1925 г. в Ленинграде.

Подобрана литература об исследованиях КМВ и исследователях, в которых разработаны экскурсии для посетителей КМВ и Кавказа разных возрастов. Это труды КГО - 5 ежегодников, 1 вестник, 27 томов Записок краеведческого общества на КМВ, труды Пятигорского госпединститута 60-70 гг. ХХ века.

В научной библиотеке сохранились краеведческие журналы 20-30 гг. ХХ в. Кроме того, интересно отметить, что сохранилась книга «Природные богатства Северо-Кавказского края», изданная в 1935 г. Это сборник научных статей известных авторов - Огильви, Карстенса, которые были репрессированы и расстреляны в 1937 г., а книга запрещена и подлежала уничтожению. Но сотрудники библиотеки сохранили ее.

В 50-е гг. ХХ в. вышел целый ряд книг по краееведению. Следует отметить книгу В.Г. Гниловского, В.В. Скрипчинского, П.А. Резника, А.И. Галушко «Экскурсии по Ставрополью. Маршруты экскурсий и походов». Имеются описания маршрутов по лермонтовским местам, в окрестностях Пятигорска, на вершину горы Машук, есть снимки.

В 70-е гг. также большое внимание уделялось краеведению. Вышли путеводители по КМВ Я.Р. Докторского, С.М. Страхова, Г. Беликова, С.Д. Ширяева и многих других. В книге Ширяева впервые дан очерк об архитектуре КМВ. Нельзя не сказать о юбилейном издании «Кавказские Минеральные Воды» к 150-летию КМВ. Раздел о Пятигорске написан Б.А. Папковым, содержит много иллюстраций. Исследователи до сих пор пользуются книгами, вышедшими в конце 70-х гг. Это «Здравствуй, Пятигорск!» М. Павлова, «Край целебных вод. Путеводитель по КМВ» Е. Смирнова-Каменского, М. Павлова.

Глубокие исследования по проблемам колонизации края содержатся в монографии С.А. Чекменева, целом ряде популярных очерков, как, например, «Степная вольница», «На земли вольные, Кавказские», изданные в 1967 и 1985 гг. Интересный фактический материал содержится в книгах И.В. Кузнецова «Крепость в степи» и «У истоков живой воды».

Часть документов по истории края и региона КМВ опубликована в сборниках Ставропольского архива «Наш край» (Документы и материалы, 1777-1917) и «Пятигорск в исторических документах» 1803-1917 гг. Интересный материал содержится также в периодических изданиях, хранящихся в научной библиотеке.

Говоря об исторической литературе нельзя не остановиться на литературе, посвященной знаменитым людям, побывавшим на КМВ. Эта литература всегда задействована при разработке и составлении экскурсионных и туристских маршрутов.

Прежде всего следует отметить книги Е.И. Яковкиной «Знаменитые люди на КМВ» и Е.Б.Польской и Б.М.Розенфельда «Дорогие адреса», «И звезда с звездою говорит». Существуют подборки литературы о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Л.Н. Толстом и других великих людях.

Учитывая, что наиболее полно литература о М.Ю. Лермонтове представлена в научной библиотеке Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, мы решили остановиться на литературе, посвященной Л.Н. Толстому.

Из редких изданий следует отметить брошюру «Кавказ и Л. Толстой», изданную в 1928 г. во Владикавказе. В 1989 г. был выпущен буклет «Лев Толстой и Пятигорье», ответственная за выпуск Т.А. Марутова, составители Е.Б. и Л.Н. Польские, это было второе дополнение и переработанное издание вышедшего в 1978 г. буклета «Лев Толстой и Пятигорье». Это издание обогащает сведениями о пребывании на Пятигорье великого русского писателя и мыслителя. Здесь же дается библиография, собранная по многим источникам, которая поможет исследователям расширить и углубить представления о том далеком времени, когда Лев Толстой провел полгода в нашем городе. Эта литература, без сомнения, будет полезна при разработке экскурсий по памятным местам Пятигорска.

Далее необходимо отметить, что в библиотеке Пятигорского краеведческого музея имеются материалы двух толстовских чтений, проведенных в Пятигорске по инициативе Пятигорского краеведческого музея. В издании рассматриваются вопросы пребывания Л. Толстого в Пятигорске, об истории становления научных знаний в кавказоведении о Толстом и другие.

Отдельно следует остановиться на последних изысканиях краеведов КМВ, в основном сотрудников Пятигорского краеведческого музея. Это, во-первых, материалы краеведческих чтений, посвященных памяти А.П. Рунича, 1998 г. Наиболее интересные для исследователя КМВ работы - Первый музей России под открытым небом, древние истоки развития транспорта на КМВ, к изучению курганных древностей бронзового века Пятигорья. Все они могут быть использованы при подготовке различных экскурсий и туристских маршрутов по КМВ. Во-вторых, две брошюры посвящены жизни и творчеству А.С. Пушкина, выпущенные в 1998 г. При подготовке экскурсий по памятным местам Пятигорья могут быть использованы работы «А.С. Пушкин на КМВ». Особенно интересны разработанные директором музея Л.И. Краснокутской карточки-билеты к итоговому опросу по теме «Пушкин и Кавказ», которые помогут исследователю и экскурсоводу при подготовке раздела экскурсии, посвященной А.С.Пушкину. В-третьих, это выпущенная Пятигорским краеведческим музеем в 1999 г. брошюра «Топонимика района КМВ», которая поможет экскурсоводам при подготовке экскурсий по КМВ, в частности на гору Машук, Некрополь города Пятигорска. В приложениях дается краткий словарь основных топонимов района КМВ, список переименованных улиц в Пятигорске, а также в помощь изучающим историю КМВ - список опубликованных работ Л.И. Краснокутской. Для подготовки экскурсий могут быть полезны работы «Русские иноземцы», «Страницы истории» (летопись Карраса - Иноземцево).

В библиотеках многих краеведческих музеев сосредоточена специально подобранная и систематически пополняемая литература о памятниках и памятных местах и связанных с ними событиях и людях.

Кроме того, в фондах музеев КМВ хранится научная документация: паспорта, карточки с подробными описаниями памятников, о содержании связанной с ним информации. Это тоже может быть востребовано исследователями, особенно при разработке маршрута по памятным местам.

К тому же большую помощь сотрудникам различных учреждений, в том числе экскурсионных бюро и турфирм, оказывает разработанная научными сотрудниками музеев методическая документация: методические разработки, маршруты экскурсий, справки, рефераты о памятниках, памятных местах, событиях.

Устные и письменные консультации музеев являются широко распространенной формой их научно-оперативной и методической работы. Ими пользуются преподаватели школ и вузов, экскурсоводы экскурсионных бюро, студенты, участники различных конкурсов и викторин. Также установлен тесный контакт музеев и экскурсионных организаций в деле подготовки кадров экскурсоводов и контроля за качеством экскурсий, проводимым по внемузейным памятникам.

Программы курсов подготовки экскурсоводов и повышении их квалификации разрабатываются при участии музейных работников на основе изучения экспозиций и фондов музеев, методики подготовки и проведения внемузейных и комплексных экскурсий. В заключение необходимо отметить, что музейные фонды библиотеки широко используются авторами научных исследований и научно-популярной литературы, составителями путеводителей, карт, схем, при подготовке экскурсий и туристских маршрутов.

Из вышесказанного можно с полным правом сделать вывод, что изучение истории региона невозможно без анализа и изучения музейных фондов, научных библиотек музеев.

2.3 Выставочная деятельность музея - программы адресованные запросам экскурсантов

Говоря об истории музея, мы, безусловно, подразумеваем всегда то, что деятельность любой организации «задается» выбранной ею миссией.

Миссия музея вполне оправдывает его существование и заслуживает внимания как со стороны стороннего наблюдателя, - посетителя, ученых, исследователей - всех, кого волнует прошлое, настоящее и кто нацелен в будущее, так и людей, непосредственно служащих этой самой миссии - сотрудников музея.

Учитывая все исторические аспекты миссии нашего музея, остановимся подробно на одном - программы, адресованные публике.

Программы, адресованные публике (ПАП), охватывают всю деятельность музея, направленную на расширение музейной аудитории и привлечение публики к более активному взаимодействию с музеем. Они обогащают опыт посетителя, доставляют ему удовольствие и расширяют его представления, привлекают новых посетителей и вызывают желание вновь сюда вернуться. Две характеристики управления ПАП особенно важны для подготовки успешных музейных программ XXI века - внимание к запросам публики и творческий подход. Музейные программы создаются для людей.

Необходимо отметить, что одной из самых важных составляющих в музейных программах являются выставки. Обратимся немного к истории, т.к. выставочная деятельность Пятигорского краеведческого музея уже имеет свою историю. Целенаправленно, но может быть, хаотично, музей занимается выставками с 1975 г., С этого времени появляются дополнительные площади - выставочный зал площадью 80 м2. Выставочная работа выделяется с этого времени в отдельное направление деятельности музея и становится самой популярной формой работы с посетителем.

Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Действительно, об успехе или неудаче музея публика чаще всего судит по его выставочной программе. Выставочная политика и процесс подготовки выставок - важнейшие средства управления выставочной программой, которые необходимо использовать администрации музея.

Выставочная политика сформирована руководством музея во взаимодействии с музеями края, региона, страны. В постсоветский период деятельность музейной сети края, как, впрочем, и других отраслей культуры, была мало кому интересна. Постоянные, зачастую бессменные экспозиции привлекали незначительную часть населения. Поэтому начались поиски новых форм работы с посетителями. Для персонала всегда очень важно понимать приоритеты выставочной программы - например, сочетание научности выставок с их привлекательностью для посетителя, предпочтение выставок местного, регионального, национального или международного значения и, наконец, уровень готовности музея к расширению доступа публики к его коллекциям посредством ротации экспонатов и проведения региональных выставок. С начала 90-х гг. изменилась в связи с этим структура музеев края - вводились в строй выставочные залы (от 50-ти до 350 м2). А в концепции дальнейшего развития музейного дела в Ставропольском крае на период до 2000 г. было признано целесообразным создавать при каждом музее выставочный зал, для систематического показа выставок, как из собственных собраний, так и привозных.

Такая система начала действовать в Ставропольском объединенном краеведческом музее, в музеях Пятигорья. В течение года в каждом из 14 филиалов Ставропольского государственного объединения сменяется до 4-6 выставок, что, с одной стороны, повышает интерес посетителей к музею, а с другой - увеличивает оборот показа музейных предметов. С этого момента произошло важнейшее изменение в жизни музеев - появилось стремление к большей открытости, к взаимодействию не только со специалистами, но и с широкой публикой, готовности использовать их знания и опыт.

Так что система выставочной деятельности в музеях края сформирована 20-летним опытом работы в этой области. Руководством музея постепенно сформирована выставочная политика, которая и определила главные приоритеты, идеологию представления объектов, количество, частоту, размеры и тематику временных экспозиций.

Реализация выставочных программ свидетельствует ныне о результативности и верности выбранного направления. Как результат, выставки - одно из важнейших направлений деятельности, характеризующих роль музея в культурной жизни края.

Если в регионах, ориентированных в значительной степени на приезжего туриста, музеи могут обходиться меньшим числом выставок, то для музеев, ориентированных на местных жителей, выставки являются одной из форм поддержания постоянной связи с посетителями, привлечения их в музей, поддержания интереса социума к музею, отклика на актуальные проблемы, события и явления жизни.

Выставки дают возможность показать широкой публике и ввести в научный оборот фонды, что является одной из важнейших, к тому же специфически музейных форм публикации научной работы коллектива. Определив основные принципы выставочной политики, которых должны придерживаться сотрудники музея, необходимо решать сложнейшие задачи и проблемы согласования компетентности музея в своей области и его открытости при планировании и проектировании выставок. Ведь выставка «...есть среда общения, а для музея она еще и главное средство общения с публикой. Чтобы сделать это общение плодотворнее, приходится не только мобилизовать все ресурсы самого музея, но и все чаще привлекать дополнительные ресурсы извне. Процесс подготовки выставок объединяет все сложившиеся в музее на данный момент способы координации ресурсов, для того, чтобы обеспечить своевременное открытие выставок, выполнение их бюджета и достойный уровень качества».

Как это удается сделать Пятигорскому краеведческому музею, видно из приведенного анализа выставочной работы музея.

Мы можем в какой-то степени проследить эффективность выставочной деятельности музея в указанный период и динамику роста посещаемости выставок, время ее неустойчивого состояния. Анализ статистических данных позволяет считать, что выставки для музея являются основой успешной деятельности.

Планирование выставок является одним из главных факторов успеха в работе музея. Четко составленный план выставок, с учетом потребностей музея, посетителей, выставок социального заказа дает возможность ежегодно удерживать выставочную деятельность на лидирующих позициях по сравнению с другими видами работы музея.

Выставка служит основным источником привлечения внебюджетных средств и основной доходной частью в сфере обслуживания посетителей музея.

Сопутствующие услуги на выставке (фото-, видеосъемка, реализация печатной и сувенирной продукции) - это дополнительный фактор успешной работы проекта. Разнообразие, разноплановость выставок приводит к активации процесса привлечения посетителя.

Пользуются популярностью выставки созерцательного типа, характерного, в основном, для художественных галерей. Такие выставки рассчитаны на эстетическое восприятие, а если экспозиция «живая» («Чудеса аквариума»), не характерная для краеведческого музея, то успех, даже при недостаточно отработанной PR-компании, обеспечен.

Посетитель, потребитель музейного продукта, также является залогом успешной работы выставки. Формы работы с посетителями настолько разнообразны, насколько индивидуальны (начиная с приветствия и далее - встречи, экскурсионного обслуживания, и заканчивая прощанием, надеждой на следующую встречу). И, ссылаясь на опыт работы, можно отметить, что посетитель и является главным средством рекламы выставки. Если выставка понравилась посетителям с первой недели ее работы, то успех ее будущей деятельности обеспечен.

Музейный специалист по оценке (или внешний эксперт, приглашенный по договору) оценивает теперь «общее впечатление» посетителя выставки. Наиболее эффективно его можно оценить, вернувшись к первоначальному плану-проспекту и посмотрев, действительно ли выставка «сообщает» посетителю то, что планировалось. Результаты оценки представляются директору и выставочному отделу, который на основе совокупного опыта многих проектных групп разрабатывает общие рекомендации по организации выставок - важный документ, призванный высвободить творческий потенциал проектных команд будущих выставок.

Итак, выставка для музея - это главный маркетинговый инструмент. Благодаря выставкам все отделы могут «отойти» от своей стационарной экспозиции и показать что-то новое, необычное путем создания временной экспозиции.

Фонды, являясь самым стабильным отделом в музее, имеют возможность показать свои раритеты, коллекции, последние поступления посредством создания выставки на ту или другую тему; происходит движение фондового материала, активизируется открытость музея для посетителя. Выставки дают возможность вести научно-просветительскую работу, комплектовать коллекции сообразно тем потребностям, которые сложились к этому времени в музее. Библиотека музея с помощью выставки показывает разнообразие собранного за все годы работы печатного материала. В процессе подготовки и работы выставки в музее ведется научно-исследовательская деятельность. С помощью периодических изданий, научных публикаций, различных информационных технологий возникает интерес не только к выставочному проекту, но и к музею в целом.

Выставка предполагает не только разнообразие форм работы с посетителем, но и привлечение организаций (научных учреждений) к проведению конференций, семинаров, круглых столов и т.п.

Выставка позволяет определить приоритеты развития, разработать программные мероприятия музейной деятельности края. При постоянной смене выставок ведется разнообразная экскурсионно-методическая работа, разрабатываются темы экскурсий, лекций, учебных программ, ведется профессиональная учеба молодых специалистов.

Информационно-техническое обеспечение выставок позволяет привлечь более широкий круг посетителей. В процессе работы выставок осуществляется творческое, методическое и практическое содружество музея и общеобразовательных учреждений города и края, турфирм.

Выставки, особенно социального заказа, предполагают организацию, проведение и участие в культурных, общественно-политических и музейно-краеведческих акциях и мероприятиях к знаменательным датам и памятным событиям.

С помощью выставок музей ведет активную культурно-шефскую и благотворительную деятельность, военно-шефскую работу. Все это в итоге ведет к популяризации краеведческих материалов, коллекций, музейных предметов и в целом музейной деятельности.

Таким образом - выставки способствуют выполнению выбранной музеем миссии, используя свой краеведческий потенциал, руководствуясь научно-просветительскими целями, работая в современных условиях, используя новые формы работы, создавая новый продукт, сделать так, чтобы он (продукт) был не только востребован конкретным потребителем, но и привлекал к себе все большее внимание потенциального посетителя.

Таким образом:

- деятельность Пятигорского краеведческого музея в сфере социально-культурного сервиса достаточно обширна и типична для большинства музеев краеведческого профиля;

- музей поддерживает научные, выставочные, творческие связи с музеями Северного Кавказа (проводит региональные научно-практические конференции, круглые столы, фестивали, выставки);

- материалы музея служат источниковой базой для исследователей (ученых, экскурсоводов, архитекторов и т.д.);

- активная выставочная деятельность музея является важным средством услуг в сфере социально-культурных запросов жителей региона.

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

3.1 Взаимодействие музеев и турфирм

Сегодня туристский комплекс региона располагает значительным потенциалом. В регионе работают более 60 туристических фирм и 27 туристских комплексов, гостиниц и мотелей, имеющих собственную материальную базу на 3600 мест.

Все это можно объяснить тем, что намного снизилась, в силу объективных причин, динамика загрузки санаторно-курортного и туристского комплекса КМВ. В 1991 г. КМВ посещали более 800 тыс. отдыхающих и туристов, в 1992 г. эта цифра снизилась до 549 тыс. человек, затем до 1998 г. эта цифра вообще упала до 200 тыс. И только с 1999 г. посещаемость стала увеличиваться.

Образованный департамент курортов и туризма администрации КМВ активно содействует загрузке здравниц и туристско-гостиничного комплекса региона. Благодаря усилиям многих организаций, в том числе и департамента в 2000 г. загрузка санаторно-курортного и туристского комплекса КМВ составила более 500 тыс. и уже пять лет не снижается.

Сегодня на КМВ более 400 интересных экскурсионных объектов, исторических памятников и памятных мест, связанных с именами великих людей. Через КМВ и их окрестности проходит более 100 туристских маршрутов, знакомящих и с нашими прекрасными городами-курортами, и с удивительной природой Пятигорья. Ландшафт КМВ настолько уникален, что сегодня обсуждается предложение специалистов и общественности о создании гидрогеологического заказника КМВ с последующим превращением его в государственный природный национальный парк. Будущее КМВ - в создании более строгого природоохранного режима. Живописная и разнообразная природа издавна привлекала туристов на КМВ.

Одной из задач турфирм и музеев, в основном краеведческих, и особенно Пятигорского краеведческого музея, в котором имеется отдел природы и который занимается проблемами природоохранного характера, разработать комплексную туристскую программу, связанную с посещением природных объектов КМВ. В этой программе необходимо учитывать, что главной целью для туризма на КМВ должно быть его экономическое развитие путем:

- планирования территорий, расширения инфраструктуры, улучшения возможностей прибытия и созданием удобной сети дорог:

- разработки характерного туристического образца;

- координация многообразия культурных, спортивных, гастрономических предложений и предложений в гостиничном бизнесе;

Рекомендуем!

Источник: http://knowledge.allbest.ru/sport/3c0a65635b3ac68b...

Просмотров: 1083   
Алкоголизм на нервной почве
После плазмолифтинга кровянистые выделения